Главная » Файлы » Методические разработки » Методические разработки

Урок информатики на тему "Системы счисления"
[ Скачать с сервера (529.8 Kb) · Скачать удаленно () ] 05.02.2017, 19:57

Урок информатики в 9 классе по теме:
«Из истории чисел. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления»
Цели:
образовательные: контроль знаний, умений и навыков по теме "Измерение информации. Единицы
измерения информации"; знакомство учащихся с историей систем счисления, введение понятий
позиционной и непозиционной систем счисления, формирование умения записывать натуральный ряд
чисел любой позиционной системы счисления; формирование умения представить число в позиционной
(развернутой) форме;
развивающие: повышение познавательного интереса к предмету, развитие умения работать с
информацией, развитие умения выделять главное;
воспитательные: воспитание информационной культуры, аккуратности, внимания, усидчивости, а
также воли и настойчивости при достижении конечных результатов.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: мультимедиа -презентация по данной теме, компьютеры учителя и учащихся с
цифровыми ресурсами.
План урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности
2. Групповая исследовательская работа за компьютерами «Системы счисления»
3. Обобщение материала
4. Решение задач
5. Самостоятельная работа
6. Решение задач
7. Рефлексия
Ход урока:
1. Самоопределение
Здравствуйте. Сегодня на уроке нам придется стать исследователями. Мы должны будем окунуться в
историю чисел, узнать какие числа используются в настоящее время в каких областях науки и жизни.
2. Групповая исследовательская работа за компьютерами «Системы счисления»
Инструктаж по исследовательской работе дается до выполнения самостоятельной работы:
выполнившие работу раньше – приступают к групповой работе.
Учащиеся разбиваются на группы для выполнения исследовательской работы с цифровыми
образовательными ресурсами.
Цель: познакомиться с различными системами представления чисел ; определить , чем отличаются
системы друг от друга.
Каждая пара получает свой набор систем счисления. Каждый участник групп ы находит на экране
информацию по двум пунктам:
1. Название системы счета (счисления)
2. Какие цифры используются в данной системе
3. Где использовалась/используется система счисления
4. Достоинства и недостатки
Перечень исследуемых систем счисления
Непозиционные системы счисления:
1. единичная (унарная).
2. древнеегипетская.
3. римская.
1Фаизов Д.Р., учитель информатики МОБУ СОШ с.Прибельский
Алфавитные системы счисления:
4. греческая,
5. финикийская,
6. древнерусская.
7. индийская мультипликативная
Позиционные системы счисления:
8. древневавилонская.
9. десятичная (арабская).
10. двоичная
11. шестнадцатеричная
Результатом выполнения работы будут выступления учащихся при изучении нового материала (см. п.6).
3. Обобщение
А теперь попробуем обобщить и систематизировать найденную информацию в тетради. Работаем
фронтально
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.
Вычисления на компьютере связаны с хранением и обработкой чисел.
В тетради запишем: Компьютер работает с числами в двоичной системе счисления.
Эта идея принадлежит Джону фон Нейману, сформулировавшему в 1946 году принципы устройства и
работы ЭВМ.
В тетради запишем:
Система счисления
– способ представления
соответствующие действия с ними.
чисел
с
помощью
цифровых
знаков и
Какие системы
счисления вы используете в повседневной жизни? (десятичная, римская,
староанглийская – количество месяцев в году, вавилонская – измерение времени: 60 секунд, 60 минут).
Система счисления, к которой мы привыкли, называется десятичной. Объясняется это назван ие тем, что
в ней используется 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Но существуют и другие системы счисления.
Я напишу на доске два числа: 111 и III. Посмотрите внимательно на записанные числа. С первого
взгляда они одинаковы – три единицы с каждой стороны. Но число слева – это сто одиннадцать, а число
справа – три. То есть в числе слева значение цифры зависит от занимаемой позиции, а в числе слева –
нет.
Таким образом, все системы счисления можно разделить на две группы.
В тетради нарисуем схему: (сначала заполним вторую колонку)
Системы счисления (СС)
Позиционные
(арабская)
Непозиционные
(римская)
Выступления учащихся
Впервые идея позиционной системы счисления
возникла в Древнем Вавилоне.
В
позиционных
системах
счисления
количественное значение, обозначаемое цифрой
в записи числа, зависит от позиции цифры в
Выступления учащихся
То, что написано не курсивом, записываем в
тетрадь:
От положения (позиции) знака в записи числа не
зависит количественное значение, которое он
обозначает.
2Фаизов Д.Р., учитель информатики МОБУ СОШ с.Прибельский
числе.
Существует множество позиционных систем
счисения.
Примеры позиционных систем счисления:
двоичная, троичная, восьмеричная, десятичная,
шестнадцатеричная.
Основание позиционной системы счисления
равно количеству используемых в системе цифр.
Остановимся на десятичной системе счисления.
Ее принято называть арабской, хотя
зародилась она в Индии в 5 веке. В Европе об
этой системе узнали в 12 веке из арабских
научных трактатов, которые были переведены
на латынь. Этим и объясняется название
«арабские цифры». Широкое распространение в
науке и в обиходе десятичная позиционная
система получила только в 16 веке.
Достоинства: можно легко выполнять любые
арифметические вычисления,
записывать
большие числа.
Поэтому система называется непозиционной.
Сегодня вы работали за компьютерами и изучали
различные системы счисления. Приведите
примеры непозиционных систем.
Примеры:
Непозиционные
системами
счисления
пользовались древние египтяне, греки, римляне и
некоторые другие народы древности.
До нас дошла римская система записи чисел
(римские цифры). Применяется ли сейчас эта
система счисления? (Да). Где она используется?
(В нумерации века, тома в собрании сочинений,
главы книги).
В римской системе счисления в качестве цифр
используются латинские буквы:
I V X
L C D
M
1 5 10 50 100 500 1000
Например, число CCXXXII складывается из двух
сотен, трех десятков и двух единиц и равно
двумстам тридцати двум.
Если слева в записи римского числа стоит
меньшая цифра, а справа – большая, то их
значения вычитаются. В остальных случаях –
значения складываются.
Пример.
IV = 5 – 1 = 4
VI = 5 + 1 = 6

Категория: Методические разработки | Добавил: FaizovDen
Просмотров: 46 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 1.0/1