Семья в жизни человека

 

Почти все признают, что воспитание требует терпения... 
но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, 
врожденной способности и навыка необходимы еще 
и специальные знания. 
К.Д.Ушинский

ВОПРОСЫ для РОДИТЕЛЕЙ:
1. Какие положительные качества вы хотите воспитать в ребенке?
2. За что и как наказываете?
3. За что и как хвалите?
4. Какие качества характера вам нравятся в вашем ребенке?
5. Чем увлекается ваш ребенок?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - писал А.К.Толстой. Наш дом. Именно там мы проводим большую часть своей жизни. А.К.Толстой эту фразу сказал не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где счастье человека.

Семья – ядро становления и формирования человека, основа нравственного воспитания. Там он проживает все ценностные отношения: к человеку, к жизни, к природе, к обществу. Семейная жизнь в первые годы ребенка определяет благодаря импринтингу его последующее восприятие расширяющегося круга социальных связей и социального опыта.

 

С кого делать жизнь?!

Как важно, чтобы в миг той немоты  
За сильного тебя хоть кто-то принял, 
От широты души своей душевной придал
 Тебе значенье большее, чем ты!
Е. Евтушенко

Кто является для подростка образцом для подражания?
Развитие взрослости у подростка может протекать по-разному. Это зависит от того, на какие образцы он ориентируется, приобретая черты взрослого человека. Равнение на те или иные образцы во многом определяют и содержание складывающейся личности.
У многих подростков стремление к взрослости выражается прежде всего в том, чтобы выглядеть взрослым как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

Почему так происходит? Дело в том, что для подростка внешние черты облика и поведения взрослого человека более очевидны и их легче воспроизвести. Эти внешние черты для подростка связаны с представлением о правах, привилегиях. Подтверждение этому подростки видят в кино, по телевидению, в прессе. А потому приобрести наглядные признаки мужской или женской взрослости – это для подростка способ приблизиться к миру взрослых. Этим объясняется и сигарета в руках подростка, и баночка с пивом, и обнаженные части тела, косметика. А потому так важен пример взрослых. К сожалению, то что видят наши дети по телевидению, в кино, журналах, интернете, на улице, не может стать образцом для подражания (непристойные сцены из взрослой жизни, которые являются таинством каждого, обнаженные тела девиц и суперменов, статьи о том, как завоевать девушку или как «охмурить» парня, и многое другое, что ребенок должен узнать намного позже и, что так травмирует его детскую психику). 

 

Детская агрессивность

 

Любить ребенка безусловно – значит любить его независимо ни от чего.  
Независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. 
Независимо от того, что мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас…. 
Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение. 
Р. Кэмпбелл.

Как понять, что происходит с ребенком, если он вдруг стал агрессивным? Как взрослому вести себя при этом? И что можно предпринять в конкретной ситуации?

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявить к нему любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

Агрессивная реакция- это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей.

 

Ваши дети повзрослели

«Переходный», «трудный», «критический» возраст... Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям – родителям и учителям – найти правильную линию поведения по отношению к подростку, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Подростковый возраст – это переход от детства к взрослости, от одной эпохи к другой. Всегда ли мы понимаем значимость этого перехода, умеем ли увидеть первые ростки взрослости? Ведь ребята еще много играют, бегают, шалят, часто легкомысленны, неустойчивы в интересах, увлечениях. Это то, что мы видим, а где-то очень глубоко, в тайниках души идет таинственная работа. Она связана с изменениями в самом ребенке. Главное, что отличает подростка – это чувство взрослости, стремление быть и считаться взрослым. Он стремится войти в мир взрослых, хочет, чтобы и окружающие считали его взрослым.

 

Почему возникают конфликты

 

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий,  
иными источниками опыта, иными стремлениями, 
иной игрой чувств. 
Я. Корчак

Главное, что отличает подростка – это чувство взрослости, стремление быть и считаться взрослым. Он стремится войти в мир взрослых, хочет, чтобы и окружающие считали его взрослым.
Если взрослый продолжает относиться к подростку как к ребенку, то конфликтов избежать не удается. Отношение «как к маленькому» не только тормозит развитие социальной взрослости, но и вступает в противоречие с представлениями подростка о собственной взрослости и с его претензиями.
И если это противоречие не будет изжито, если оно будет углубляться, то конфликты неизбежны.
Очень важно, чтобы именно от взрослого исходила инициатива в изменении отношений. Только в этом случае он сохранит контроль над ходом событий и будет иметь возможность руководить развитием отношений. Когда же инициатором перемен становится подросток, это значит, что глубокие противоречия в отношениях уже существуют.